Взято
отсюда.
Несколько слов о динамике в кадре.
Динамика (движение) на картинной плоскости происходит по НАПРАВЛЕНИЯМ как свойствам картинной плоскости.
Направлений в картинной плоскости четыре:
Две диагонали, вертикаль и горизонталь.
читать дальшеНо вот направление самого движения по этим направлениям картинной плоскости воспринимается зрителем совершенно по-разному.
Говорят о СВОБОДНОМ и ЗАТРУДНЁННОМ движении в кадре.
И то и другое ощущение зрителем динамики, можно и нужно использовать для придания большей сюжетности и выразительности изображению.
Вот это и рассмотрим более подробно.
Итак первая диагональ - диагональ "прихода".
Она идёт из левого верхнего угла (ЛВУ) в правый нижний (ПНУ).
Её ещё называют "диагональю агрессивной динамики".
Наиболее быстрое, естественное для зрителя движение по этой диагонали воспринимается из глубины кадра к зрителю.
И соответственно затруднённое движение, движение с преодолением сопротивления, по этой диагонали от зрителя в глубину кадра.
Поэтому восхождение альпинистов, как правило, показывают по этой диагонали от зрителя в глубину, именно для того что бы передать медленность, тяжесть и трудность этого восхождения.
А движение предположим мотоциклиста на спортивном мотоцикле располагают на этой же диагонали, но по направлению свободного движения - из глубины кадра к зрителю.
Вторая диагональ - диагональ "ухода".
Она идёт из левого нижнего угла (ЛНУ) в правый верхний (ПВУ).
Динамика (ощущение движения), зрителем по этой диагонали воспринимается не так остро, как по диагонали "прихода".
Это больше раздумчивое, повествовательное, панорамное направление.
Пейзаж размещённый по этой диагонали выглядит более глубоким, планы открываются более широко и раздольно.
Естественное движение взгляда по направлению этой диагонали - от нас в глубину кадра, или от пп к зп.
Но по этой диагонали тоже можно показать движение, но оно всегда будет мене агрессивным и стремительным, чем по диагонали "прихода".
Затруднённое, тяжелое, медленное движение по диагонали "ухода" будет из глубины кадра к нам.
Именно с учетом этих особенностей направлений картинной плоскости и построены "Бурлаки на Волге" 
Движутся они тяжело, трудно и медленно.
Горизонталь.
По горизонтали движение более комфортное и естественное слева-направо и медленное справа-налево.
Но затруднённость движения при этом не так явно чувствуется как в диагоналях.
Просто медленное спокойное движение.
Вертикаль.
Естественное свободное движение сверху-вниз, затруднённое, тяжелое - снизу-вверх.
Поэтому так явно мы ощущаем мощь и силу ракеты, стартующей с космодрома.
Вот рекомендации по использованию свойств направлений картинной плоскости для придания акцентов динамики в кадре.
Как и всё в искусстве это не является обязательными и строгими правилами.
Вполне можно подходить к сюжету творчески и эти рекомендации нарушать, следя за результатом.
Но в большинстве случаев эти рекомендации могут оказать существенную помощь в построении динамичного снимка.